Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Раздел 2. ОПИСАНИЕ
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА |
|
1.1. Наименование |
Здоровый дошкольник |
1.2. Подразделения, организации |
Центр дошкольного образования ГАОУ ДПО ИРР ПО Управление образования г. Пенза Дошкольные образовательные организации: №№ 149, 99 |
1.3. Руководитель, координатор, исполнители (члены регионального офиса) |
Руководитель: Беднякова Мария Александровна Координатор: Ежова Галина Николаевна Исполнители: Аристова Вера Борисовна Балина Олеся Евгеньевна |
1.4. Сроки и этапы реализации |
Сентябрь 2022 – август 2023 гг. |
Раздел 2. ОПИСАНИЕ |
|
2.1. Основания для инициации |
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р). |
2.2. Актуальность |
Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Все понимают, что полноценное развитие человека невозможно без хорошего здоровья. Именно в детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребёнка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, так как все органы в системе еще не сформированы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи: «- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…». Стандарт определяет содержание образовательной области для дошкольников «физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Для решения этих задач и реализации указанного содержания необходимо выстроить модель физического развития детей в дошкольных образовательных организациях, которая скоординировала бы усилия всех взрослых (педагогов и родителей) в вопросах физического развития ребёнка и обеспечила постоянно низкий уровень заболеваемости детей. |
2.3. Цель |
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Актуализация действующей в дошкольных образовательных организациях модели по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и её внедрение. |
2.4. Задачи |
1. Обновление научно-методического обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. 2.Методическое сопровождение и организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников к ЗОЖ. 3. Проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций по проблематике проекта. 4. Вовлечение родителей в процесс приобщения дошкольников к ЗОЖ. 5. Проведение мониторинга по результатам. 6.Популяризация на сайте детского сада и обеспечение организационного сопровождения. |
2.5. Содержание |
Более 10 лет в дошкольных образовательных организациях реализуется дополнительная образовательная программа «Здоровый дошкольник», которая позволила создать определённую модель физического развития детей и приобщения их к ЗОЖ. Вместе с тем, постоянно изменяющиеся условия жизни, появление ФГОС ДО, требуют актуализации сложившейся модели физического развития дошкольников. Данный проект предлагает разработку и реализацию трёх модулей: «Танцующий детский сад», «Моё здоровье», «Футбол в детском саду», что придаст новый импульс деятельности дошкольных образовательных организаций.
1 модуль «Танцующий детский сад» - Разработка перспективных планов развития услуг «Маленькие звезды», «Восточные танцы» (развитию музыкально - ритмических движений дошкольников) для детей разного дошкольного возраста. - Разработка перспективного плана услуги «Танцевальная двигательная терапия». - Подготовка буклета «Танцующий детский сад». - Разработка методических рекомендаций по созданию клубов «Любители танца» в дошкольных образовательных организациях и гостиных «Танцуем вместе». - Разработка методических рекомендаций для родителей по развитию музыкально-ритмических движений детей и пр. - Проведение цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников. - Организация цикла детско-взрослых образовательных событий (конкурс талантов посвященные 8 марта, фестиваль клубов «Любители танца» и пр.).
2 модуль «Моё здоровье» - Разработка в соответствии с ФГОС ДО тематического планирования дней «Моё здоровье», «Я и спорт», «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья». - Проведение мониторинга заболеваемости и физического развития детей в дошкольных образовательных организациях. - Выявление уровня сформированности детских представлений о ЗОЖ. - Разработка тестов, анкет для педагогов и родителей по ЗОЖ и методике приобщения дошкольников к ЗОЖ. - Проведение цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам физического развития дошкольников. - Организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников, родителей и педагогов к ЗОЖ:
3 модуль «Футбол в детском саду» - Разработка перспективного плана развития «Обучение старших дошкольников игре в футбол». - Подготовка буклета «Футбол в детском саду». - Организация цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам физического развития дошкольников. - Организация методического обеспечения детско-взрослых образовательных событий и других мероприятий по приобщению дошкольников к ЗОЖ:
Образовательная технология предусматривает мониторинг результатов деятельности по физическому развитию дошкольников и приобщению их к ЗОЖ. Мониторинг включает следующие показатели: - заболеваемость дошкольников (ежеквартально); - физическое развитие дошкольников (ежеквартально); - сформированность детских представлений о ЗОЖ (ежегодно); - уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам физического развития детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ; - уровень компетентности родителей на предмет сформированности представлений о ЗОЖ и приобщения дошкольников к ЗОЖ (анкетирование, ежегодно). Предполагается информационное и организационное сопровождение: - презентация воспитателям и родителям детского сада; - разработка и издание буклета о «Здоровый дошкольник»; - заслушивание отчётов о реализации в детском саду; - размещение материалов на сайтах детского сада и Управления образования г. Пензы.
|
2.6. Результаты |
Показателями результативности являются: - охват участия детей разных возрастных групп в проекте – 90%; - разработка перспективных планов не менее 2; - подготовка тематического планирования дней «Моё здоровье», «Я и спорт», «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я - спортивная семья»; - подготовка методических рекомендаций для организации дополнительного образования детей в детском саду по направлению физического развития дошкольников и приобщения их к ЗОЖ не менее 5.
|
2.7. Критерий успеха (планируемые показатели эффективности) |
Образовательная технология будет считаться успешной, если в дошкольных образовательных организациях: - будет наблюдаться позитивная динамика снижения уровня заболеваемости дошкольников в течение года; - увеличения доли дошкольников с оценкой «отлично» по приросту физических качеств на 15% ежегодно; - увеличение доли дошкольников, имеющих «актуальный уровень» сформированности представлений о ЗОЖ на 35% ежегодно.
|
2.8. Риски реализации |
- Наличие хронических заболеваний у дошкольников. - Слабая активность родителей |
2.9. Взаимосвязь с другими образовательными технологиями |
Связан с региональными образовательными технологиями «Движение нового поколения «Мы вместе!»», «Школа здоровья». |