Физическая культура и спорт

Образовательная технология «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 

Раздел 2. ОПИСАНИЕ 

  1. модуль «Танцующий детский сад»
  2. модуль «Моё здоровье»
  3. модуль «Футбол в детском саду»

Ключевые события (дорожная карта) на 2022-2023 гг.

  1. Модуль «Танцующий детский сад»
  2. Модуль «Моё здоровье»
  3. Модуль «Футбол в детском саду»
  4. Мониторинг результатов проекта
  5. Информационное и организационное сопровождение проекта 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование

Здоровый дошкольник

1.2. Подразделения, организации

Центр дошкольного образования ГАОУ ДПО ИРР ПО

Управление образования г. Пенза

Дошкольные образовательные организации: №№ 149, 99

1.3. Руководитель, координатор, исполнители (члены регионального офиса)

Руководитель:

Беднякова Мария Александровна

Координатор:

Ежова Галина Николаевна

Исполнители:

Аристова Вера Борисовна

Балина Олеся Евгеньевна

1.4. Сроки и этапы реализации

 

  Сентябрь 2022 – август 2023 гг.

Раздел 2. ОПИСАНИЕ

2.1. Основания для инициации

- Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р).

2.2. Актуальность

Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как  общенациональная и государственная. Все понимают, что полноценное  развитие человека  невозможно без  хорошего здоровья.

Именно в детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности  во многом определяется физическим состоянием ребёнка. Детский организм  остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, так как все органы в системе еще не сформированы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

«- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…».

     Стандарт определяет содержание образовательной области для дошкольников «физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

 - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для решения этих задач и реализации указанного содержания необходимо выстроить модель физического развития детей в дошкольных образовательных организациях, которая скоординировала бы усилия всех взрослых (педагогов и родителей) в вопросах физического развития ребёнка и обеспечила  постоянно низкий уровень заболеваемости детей.

2.3. Цель

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Актуализация действующей в дошкольных образовательных организациях модели по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и её внедрение.

2.4. Задачи

1. Обновление научно-методического обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

2.Методическое сопровождение и организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

3. Проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций по проблематике проекта.

 4. Вовлечение родителей в процесс приобщения дошкольников к ЗОЖ.

5. Проведение мониторинга  по результатам.

6.Популяризация на сайте детского сада и обеспечение  организационного сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Содержание

      Более 10 лет в дошкольных образовательных организациях реализуется дополнительная образовательная программа «Здоровый дошкольник», которая позволила создать определённую модель физического развития детей и приобщения их к ЗОЖ. Вместе с тем, постоянно изменяющиеся условия жизни, появление ФГОС ДО, требуют актуализации сложившейся модели физического развития дошкольников. Данный проект предлагает разработку и реализацию трёх модулей: «Танцующий детский сад», «Моё здоровье», «Футбол в детском саду», что придаст новый импульс деятельности дошкольных образовательных организаций.

 

1 модуль «Танцующий детский сад»

- Разработка перспективных планов развития услуг «Маленькие звезды», «Восточные танцы» (развитию музыкально - ритмических движений дошкольников) для детей разного дошкольного возраста.

- Разработка перспективного плана услуги «Танцевальная двигательная терапия».

- Подготовка буклета «Танцующий детский сад».

- Разработка методических рекомендаций по созданию клубов «Любители танца» в дошкольных образовательных организациях и гостиных «Танцуем вместе».

- Разработка методических рекомендаций для родителей по развитию музыкально-ритмических движений детей и пр.

- Проведение цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников.

- Организация цикла детско-взрослых образовательных событий (конкурс талантов посвященные 8 марта, фестиваль клубов «Любители танца» и пр.).

 

2 модуль «Моё здоровье»

- Разработка в соответствии с ФГОС ДО тематического планирования дней «Моё здоровье», «Я и спорт», «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья».

- Проведение мониторинга заболеваемости и физического развития  детей  в  дошкольных образовательных организациях.

- Выявление уровня сформированности детских представлений о ЗОЖ.

- Разработка тестов, анкет для педагогов и родителей по ЗОЖ и методике приобщения дошкольников к ЗОЖ.

- Проведение цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам физического развития дошкольников.

- Организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников, родителей и педагогов к ЗОЖ:

  • для педагогов и родителей (конкурсы, выставки, анкетирование, научно-практические конференции, слёты и пр.);
  • совместные детско-взрослые образовательные события («Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья», выставки рисунков, спортивные развлечения, викторины, праздники здоровья и пр.).

 

3 модуль «Футбол в детском саду»

- Разработка перспективного плана развития «Обучение старших дошкольников игре в футбол».

- Подготовка буклета «Футбол в детском саду».

- Организация цикла научно-методических семинаров для педагогов и родителей по вопросам физического развития дошкольников.

-  Организация методического обеспечения детско-взрослых образовательных событий и других мероприятий по приобщению дошкольников к ЗОЖ:

  • для детей (соревнования по играм с элементами футбола «Школа мяча», выставки рисунков и пр.);
  • для родителей (консультации, выставки, родительские собрания, семинар-практикум по обучению детей игре в футбол и пр.);
  • совместные детско-взрослые образовательные события (мини чемпионат по футболу, викторина «мы любим футбол, подготовка альбома и футболе и пр.).

 

        Образовательная технология предусматривает мониторинг результатов  деятельности по физическому развитию дошкольников и приобщению их к ЗОЖ. Мониторинг включает следующие показатели:

- заболеваемость дошкольников (ежеквартально);

- физическое развитие дошкольников (ежеквартально);

- сформированность детских представлений о ЗОЖ (ежегодно);

- уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам физического развития детей и приобщения дошкольников к ЗОЖ;

- уровень компетентности родителей на предмет сформированности представлений  о ЗОЖ и приобщения дошкольников к ЗОЖ (анкетирование, ежегодно).

        Предполагается информационное  и организационное сопровождение:

- презентация воспитателям и родителям детского сада;

- разработка и издание буклета о «Здоровый дошкольник»;

- заслушивание отчётов о реализации  в детском саду;

- размещение материалов на сайтах детского сада и Управления образования г. Пензы.

 

2.6. Результаты

Показателями результативности являются:

- охват участия детей разных возрастных групп в проекте – 90%;

- разработка перспективных планов не менее 2;

- подготовка тематического планирования дней «Моё здоровье», «Я и спорт», «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я  - спортивная семья»;

- подготовка методических рекомендаций для организации дополнительного образования детей в детском саду по направлению физического развития дошкольников и приобщения их к ЗОЖ не менее 5.

 

2.7. Критерий успеха (планируемые показатели эффективности)

 Образовательная технология будет считаться успешной, если в дошкольных образовательных организациях:

- будет наблюдаться позитивная динамика снижения уровня заболеваемости дошкольников в течение года;

- увеличения доли дошкольников с оценкой «отлично» по приросту физических качеств на  15% ежегодно;

- увеличение доли дошкольников, имеющих «актуальный уровень» сформированности представлений о ЗОЖ на 35% ежегодно.

2.8. Риски реализации

- Наличие хронических заболеваний у дошкольников.

- Слабая активность родителей

2.9. Взаимосвязь с другими образовательными технологиями

Связан с региональными образовательными технологиями «Движение нового поколения «Мы вместе!»», «Школа здоровья».